- Лазарь
-
ЛА́ЗАРЬ (сокр. форма древнеевр. Елеазар — "помощь Божия") — имя двух библейских персонажей, фигурирующих в важных для последующего развития христ. богословия эпизодах евангельской истории.
1) Нищий из евангельской притчи "О богаче и Л." (Лк 16:19—31). Покрытый струпьями, "он лежал у ворот богача в надежде, что ему достанутся куски, брошенные под стол. Прибегали собаки и лизали его язвы". После смерти каждого происходит восстановление попранной на земле справедливости: Л. пребывает в раю (на "лоне Авраамовом"), а богач мучится в адском пламени, причем его молитвы об облегчении состояния Авраамом отклоняются. Притча фиксирует уже сформировавшуюся в определенных кругах иудаизма идею загробного воздаяния, иногда сразу определяющего конечную участь грешника. Судьба Л., импонировавшая обездоленным, сделала его популярным героем множества русских и украинских духовных стихов; в нек-рых он становится родным братом богача. При этом выражение "петь Лазаря" стало указанием тоскливого мотива их исполнения и вообще синонимом заунывного причитания нищих. Имя Л. отразилось в слове "лазарет" (первоначально больница для бедных), а также в названии нищих Юж. Италии "лаццарони".
Изд.: Сборник русских духовных стихов / Сост. В. Баренцевым. СПб., 1860; Калеки перехожие / Сб. стихов и исследование П. Бессонова. М., 1861. Вып. 1—6; Русские драматические произведения 1672—1725 гг. / Собраны и объяснены И. [С.] Тихонравовым. СПб., 1874. Т. 2.
2) "Л. Четверодне́вный" — житель Вифании (селения близ Иерусалима), брат Марии и Марфы, оказывавших гостеприимство Иисусу Христу (Лк 10:38—41; Ин 12:1—2). Воскрешение его из мертвых на 4-й день после погребения (отсюда прозвание) совершено Христом в форме публичного мессианского "знамения". Христ. богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем воскресении и будущем воскрешении мертвых. Богослужебный календарь посвящает этому событию субботу 6-й "седмицы" Великого поста ("Лазарева суббота"), перед Вербным воскресеньем, или Входом Господним в Иерусалим. (Здесь календарно-литургич. время не совпадает с историческим: воскрешение Л. произошло за месяц или два до Входа в Иерусалим — см. Ин 11:54). Согласно церковному преданию, Л. прожил еще 30 лет и стал христианским еп. Китиона (о. Кипр). В кон. 9 или нач. 10 в. его мощи перенесли в Константинополь.
Лит.: Кассиан (Безобразов). Воскрешение Л. и Воскресение Иисуса Христа // Путь. Париж, 1929. № 16.
Воскресение Лазаря. Икона. 16 в.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.